Записки о технике резьбы

Записки о технике резьбы

Идея написания этой статьи возникла у меня в результате наблюдения за работой других мастеров, как начинающих, так и уже продвинутых. Сравнивая различные элементы техники, у меня появились некоторые свои мысли и выводы. И сейчас я хотел бы ими поделиться. Сразу хочу оговориться: все, что вы здесь прочитаете, — это только мое мнение и мои личные выводы, ни в коей мере не претендую на истину в последней инстанции. Буду очень рад, если помогу кому-то, так же всегда открыт для конструктивного диалога.

В жизни я увлекался и продолжаю увлекаться многими вещами: люблю бег, люблю занятия йогой, занятия иностранными языками, люблю печь домашний хлеб на закваске. К чему я это? А к тому, что сейчас я понимаю одну общую особенность, то, что лежит в основе любого дела. Это — техника.

Вот, к примеру, бег. Казалось бы, что может быть естественнее бега: встал, пошел, а потом просто побежал. И вот тут есть два варианта развития событий. Или ты бегаешь и через некоторое время начинают болеть колени и спина или ты бегаешь на длинные дистанции в свое удовольствие. Для того, чтобы понять разницу между этими вариантами, у меня ушло несколько лет. Не буду утомлять читателей описанием своего пути, скажу только одно: в итоге я понял основную мысль. В любом деле, пусть даже самом естественном и привычном, первое место по важности занимает техника выполнения. И совершенно не важно, бег это или резьба по дереву.

Резать можно не только дерево, режут сыр, колбасу, хлеб… вот как раз в то время, когда мой ребенок отрезал ножом хлеб, я и понял всю важность того, каким именно образом это делается. Вот подходит человек к столу, берет нож в руку, в другую руку берет половину булки хлеба (кстати, испеченного мною) и начинает… пытаться продавить хлеб лезвием ножа! Понимаете, продавить! Он не режет, а давит на нож в надежде отделить ломоть. Вот именно в этом и заключена вся суть: для того, чтобы резать, нужно… просто резать!

Даже в названиях «резать» и «давить» нет ничего общего, просто два разных слова. Давайте детально разберем, что же значит резать, и как это происходит.

Но перед этим я хотел бы перечислить ряд преимуществ, которые дает корректировка техники резания. Потому что вполне резонным будет вопрос: а зачем мне вообще что-то менять, я же и так режу древесину? Сейчас я попробую вкратце описать те изменения и эффекты, которые наблюдаю у себя после перехода на новую технику резьбы.

Первое и, на мой взгляд, самое основное – это кардинальное уменьшение нагрузки на руки и пальцы. Потому что в моей практике резьбы я традиционно использую твердые сорта древесины. Они красивее, фактурнее, да и изделия из твердой древесины более долговечные. А это значит, что покупатель будет получать удовольствие от использования моего изделия многие годы, а то и десятилетия.

И, обрабатывая такую древесину, время от времени мне необходимо было останавливаться для того, чтобы дать отдых пальцам и кистям рук, ведь на них приходится основная нагрузка. Несмотря на то, что с годами почти ежедневной практики мои руки стали достаточно сильными, все равно приходилось делать паузы для расслабления на пару минут, чтобы не потерять контроль над ножом и не поранить себя.

Когда я открыл для себя технику естественного резания (назовем это так), я тут же решил поставить эксперимент и, полностью контролируя каждый рез, сделать ложку из древесины абрикоса. Это очень красивая, но достаточно твердая древесина, обработка ее требует много усилий. И каково же было мое удивление, когда я понял, что совсем перестал делать паузы для отдыха! Я резал, резал, резал… Это было волшебное ощущение. Хотя почему было? Оно теперь есть у меня постоянно. Итак, первое, что я заметил в результате корректировки техники, это легкость процесса и минимальная усталость рук. Правда, это немалое преимущество? К тому же, я отметил еще кое-что…

За все время работы над абрикосовой ложкой я ни разу не подтачивал и не подводил рабочий нож! Это было невероятное открытие! Вырезая ложку из твердой древесины, раньше мне приходилось несколько раз подтачивать мой нож, потому что резать становилось все труднее и труднее, руки уставали очень сильно. После корректировки техники резания мой нож долго оставался острым и легко снимал стружку за стружкой.

А это уже очень интересно, вы согласны? Не нужно часто отвлекаться от вырезания для того, чтобы  вернуть остроту инструменту, то есть не нужно прерывать техническими моментами получение удовольствия от создания вещи. Да и износ инструмента становится меньше, он же теперь реже нуждается в заточке! Думаю, что это преимущество очень сильно понравится всем, а особенно тем мастерам, которые еще не достаточно уверенно чувствуют себя наедине с ножом и точильным камнем.

И вот третье, заключительное преимущество. Может кому-то оно покажется незначительным и надуманным, но, уверяю вас, все мои выводы основываются только на практике, пропущенной через мой личный опыт. Итак, в результате корректировки техники, поверхность древесины в месте реза стала более глянцевой и приятной на вид и на ощупь. А это значит, что, при желании, можно исключить этап шлифовки наждачной бумагой — тоже шаг вперед. Интересно, не правда ли?

Что же эдакое революционно новое и необычное стал я применять, что привело к таким интересным изменениям? В большинстве случаев, резчикам не нужно кардинально менять что-то в своей технике, просто необходимо обратить внимание на некоторые мелкие детали, которые очень сильно влияют на эффективность. Итак, основное: я стал резать, как бы это смешно не звучало, я стал буквально резать древесину, а не продавливать ее.

Рассмотрим фотографию, на которой я попытался передать разницу.

Как мы видим, основные отличия заключаются в: 1) расположении лезвия ножа относительно направления реза и 2) в векторе прилагаемых усилий.

Расположение режущей кромки по отношению к направлению реза.

Традиционно нож располагается по отношению к плоскости реза под углом около 90 градусов, то есть практически перпендикулярно. Такое взаимное расположение, с точки зрения дальнейшего движения, является более статичным, нежели динамичным. И требует приложения гораздо больших усилий для резьбы. Как видно из фотографии, небольшое изменение угла, градусов на 15-20, даст значительное увеличение динамики реза и сократит количество затрачиваемых сил.

Направление прилагаемых усилий.

При резьбе древесины общие затрачиваемые усилия складываются из специфического усилия каждой руки в отдельности. Применяя технику контролируемого реза, когда отсутствуют размашистые режущие движения (ввиду очень большой опасности получения травмы), одна рука выполняет основное усилие по удержанию ножа в нужном положении и под нужным углом относительно направления реза, вторая рука помогает, корректируя движение лезвия.

На фото в первом случае положение лезвия ножа определяет линейное приложение усилия левой руки, строго по направлению реза, что обусловливает большее сопротивление волокон древесины. Это возможно сделать только очень хорошо заточенным инструментом. При малейшем уменьшении степени остроты ножа, количество прилагаемых усилий заметно возрастает, что приводит к быстрой усталости рук и повышению вероятности травмы.

Во втором варианте угол приложения силы и ее направление слегка меняется, что добавляет элемент динамики, заменяя противоборство с волокнами древесины скольжением лезвия по ним и именно разрезанием, а не продавливанием и протыканием. Если рассмотреть в очень большом увеличении режущую кромку ножа, все сразу станет понятно:

На этом фото мы видим, как выглядит кромка лезвия ножа при многократном увеличении. Что это вам напоминает? Правильно, это очень похоже на режущую часть обычной пилы. Такие же зубья, отличие в том, что видны они только при сильном увеличении.

А вот теперь, для того, чтобы раз и навсегда усвоить основную мысль, ради которой я задумал написание этой статьи, возьмите в руки пилу. И, как бы странно это ни звучало, попробуйте продавить ею деревянное полено поперек волокон. Я абсолютно уверен, что у вас ничего не получится. Потому что для того, чтобы пилить, нужно совершать соответствующие пилящие движения туда-обратно, ну, или хотя бы туда… или хотя бы обратно.

Теперь вспомним, что же представляет из себя режущая кромка ножа при увеличении, и все сразу становится на свои места. Для того, чтобы заставить работать микро-пилу лезвия ножа эффективно, нужно всего лишь совершать нужные движения в нужном направлении.

Интересно и познавательно, скажете вы. Но что дальше? Как использовать эту информацию с пользой и на практике? Давайте возьмем в руку перманентный маркер и нарисуем маленькую точку на лезвие ножа или как-то иначе пометим его с одной стороны.

Для чего это нужно? С помощью этой нехитрой отметки мы с вами будем контролировать и корректировать движение лезвия ножа относительно обрабатываемой деревянной заготовки. В любом случае, эта метка будет нужна только в самом начале, потом она сама собой сотрется, как и ваши воспоминания о неправильной резьбе.

Итак, приступим. Но перед тем, как мы возьмем в руки нож с меткой и выберем подходящую деревянную заготовку, я бы хотел, чтобы вы внимательно посмотрели на эти иллюстрации:

Стоит обратить внимание на три основных момента:

  1. Угол между режущей кромкой ножа и вектором резьбы должен быть больше, чем 90 градусов. Каким конкретно он будет, зависит от вашего выбора, определить это можно только практическим путем, в процессе резьбы.
  2. Угол приложения усилия второй руки к лезвию ножа должен быть больше, чем 90 градусов. И вектор приложения усилия повернут в направлении реза.
  3. Угол заглубления лезвия ножа в древесину желательно сохранять минимальным. Это позволит срезать тонкие стружки, а значит, свести к минимуму вероятность повреждения заготовки из-за сквозного прорезания. Да и снимать тонкие слои древесины гораздо легче для рук, это позволяет долго не уставать и наслаждаться процессом. Мы же никуда не спешим, ну, по крайней мере, я.

Вооружившись этими знаниями, вы уже и сами понимаете, что наступило время для практической части. Берем в руки нож, деревянную заготовку и делаем первые резы, внимательно наблюдая за начальным и конечным положением маркерной точки на лезвии ножа и толщиной срезаемой стружки. В идеале это должно выглядеть как-то так:

В заключение я хотел бы попросить вас никуда не торопиться, постепенно и планомерно осваивать и корректировать свою технику резьбы. Поверьте, оно того стоит. Со временем вы сами заметите все те положительные изменения, что я описал в самом начале, научитесь резать любую древесину в любом направлении с удовольствием и без сильной усталости. А я буду радоваться за вас.

Вырезайте, друзья мои, ведь это прекрасное и увлекательное занятие. Дерево – это хорошо!

Обсуждение закрыто.