Зарисовки на шаблонную тему

Сегодня немного поразмышляю на интересную тему о шаблонах. Нужно ли их использовать, какие они должны быть, как правильно применять на практике. Потому что здесь, как и в любом деле, есть свои нюансы.

Итак, шаблоны. По своей сути это образец, по которому изготавливаются однотипные изделия. То есть захотели вы, допустим, сделать две (или двадцать две) одинаковые ложки. По своему опыту знаю, что сложно вот так взять и на двух разных заготовках нарисовать одинаковые контуры. Более-менее похожие – да, но не абсолютно идентичные. Вот в этот момент на ум и приходит изготовить шаблон!

Кстати, хочу заметить, что использование шаблонов в работе не приходит просто так, до него нужно ещё профессионально дорасти. Сам когда-то, в начале своей ложкарезной карьеры, нос воротил и, как тогда казалось, искренне не понимал необходимости в них. Ведь дерево же само подсказывает форму! Да-да, именно с таким умным видом и рассказывал товарищам, что беру карандаш, вдохновенно изображаю контур. Затем уже в процессе резьбы опять-таки могу внести какие-то, пришедшие на ум, либо получившиеся сами собой, коррективы. А итоговую кривульку выдаю за нечто значительное. Думаю, знакомая ситуация для многих.

Так вот, будем до конца честными с собой. Есть два пути. Первый – это ты понимаешь структуру дерева, имеешь навык и режешь так, как тебе нужно. И второй, когда любая аномалия древесины становится непреодолимым препятствием и порождает объяснение про «дерево диктует форму». То есть ты режешь не так, как нужно тебе, а просто как получается. Считаем, что мы все идём по первому варианту, ибо в противном случае шаблоны не имеют никакого смысла.

Свой первый шаблон я изготовил ещё в пору торговли на крупном иностранном маркетплейсе. Когда совершенно неожиданным образом организовался спрос на небольшие мерные ложечки. Вот тогда и возникла мысль делать не просто похожие друг на друга изделия, а именно совершенно идентичные. Пожалуй, в то время и закралась у меня мысль, что шаблон – это не так уж и плохо, а скорее даже хорошо.

Как сейчас помню, на картонке тщательно вычертил контур, аккуратно вырезал ножницами, полюбовался и тут же принялся активно его использовать. Казалось бы, жизнь наладилась, клепай себе ложечки, ан нет, не так все оказалось просто. Где-то на третьей партии мой прекрасный шаблон поистрепался и выглядел уже не так браво, да и контур немного отдалился от начального идеала. Пришлось проявлять чудеса смекалки и повторять его уже в чем-то более износостойком. Идеально подошли самые дешёвые сервировочные полипропиленовые салфетки для кухни из Ашана. Вот теперь меня было не остановить.

В шаблонную реализацию пошли мои любимые формы ложек для еды, кофейно-сахарные мерные ложечки, большие сервировочные ложки. В итоге был сформирован довольно многочисленный набор на все случаи жизни. В дальнейшем стало понятно, что достаточно просто взять контур черпала из одного шаблона, добавить к нему ручку от другого и таким образом получить нечто новое, экспериментальное. Казалось бы, все прекрасно, жизнь удалась, но не тут-то было, впереди ждало ещё одно испытание.

Каждый ложкарь время от времени встречает симпатичные формы у других мастеров. И появляется желание самому повторить такую красоту. Можно пойти дальше в этом стремлении и попробовать повторить известные ложки из прошлого. Те, которые находят археологи и которыми действительно когда-то пользовались наши предки. Благо, сейчас в интернете можно разыскать отличные фотографии, а иногда и приблизительные чертежи старинных ложек.

Дальше все просто. Помещаем фотографию в графический редактор, масштабируем до реального размера, обводим по ней контур. Затем печатаем, вырезаем готовый шаблон и вперёд, дублировать ложку!

Обкатав эту незатейливую схему несколько раз, как-то случайно заметил разницу в длине оригинального шаблона и готовой ложки. Мой инженерный мозг не мог смириться с такой непонятной нестыковкой и ему пришлось срочно искать объяснение этому феномену. Как водится в таких случаях, оно оказалось очень простым. Все дело было в очередности производственных этапов. Объясню.

Первым делом, когда найдена подходящая деревяшка, кладу на нее сверху шаблон контура планируемой ложки, обвожу и начерно выпиливаю или обрубаю топором. Получается такая первично оконтуренная в верхней проекции заготовка. Далее. Каждая ложка в принципе должна иметь какой-то изгиб, для этого рисую или обвожу по шаблону профиль, то есть вид сбоку. И опять беру в руки пилу или топор, снимаю лишнее дерево. А вот тут – внимание! – и наступает момент истины, тот самый ключевой момент, который влечет за собой сокращение размера конечно ложки относительно первоначального шаблона. Потому что я накладываю на изогнутую заготовку шаблон вида сверху и обвожу уже не приблизительный, а окончательный контур будущего изделия. Именно на этой стадии и происходит уменьшение длины ложки, причем в зависимости от величины изгиба оно может составлять от 3 до 6 процентов. То есть если у нас планируется ложка длиной 20 сантиметров, то расхождение может быть до 12 миллиметров, а это уже заметно, согласитесь!

Как миновать это расхождение. Если абсолютно точное соблюдение пропорций изделия не критично, то можно просто сместить шаблон в сторону черпала, а недостающую длину добавить за счет удлинения ручки. Вроде бы и соответствует задуманному, но немного не то, хотя пойдет. А вот если вы делаете, к примеру, историческую реконструкцию, то тут надо постараться и выполнить изделие со 100-процентной точностью. Для этого нужно вернуться на этап обработки в компьютерной программе и просто сделать второй шаблон вида сверху, но увеличенный по длине на нужное количество процентов с сохранением то же ширины. И для рисования окончательного контура использовать именно его. В этом случае конечное изделие получится именно того размера, который и планировался.

Еще одна мысль. Нужно ли шаблон вида сверху комплектовать еще и видом сбоку? По своему опыту скажу, что практикую это только для изготовления серийных изделий и исторических копий. Обычным штучным ложкам, как правило, профиль рисую от руки и на глаз. Что еще? Еще есть предложение проверить как работает или не работает шаблон. Предлагаю распечатать приложенный к этой статье шаблон реальной исторической ложки викингов из Бирки (Швеция), сделать по нему ложку и прислать мне фото результата. Посмотрим, насколько они будут похожи.